Вторник, 23 апреля 2019
15:40

Кабардино-Балкария погибает на своих же дорогах. Кто ответит за сотни жертв среди молодого поколения

Почему республика оказывается бессильной в обеспечении безопасности движения
Фатима Тикаева
Кабардино-Балкария погибает на своих же дорогах. Кто ответит за сотни жертв среди молодого поколения

С начала года (за 9 месяцев) на дорогах Кабардино-Балкарии в 426 ДТП погибли 109 человек и более 500 получили различные ранения. Только в третьем квартале республика потеряла 42 человека.  Для маленькой Кабардино-Балкарии, где почти все являются родней друг другу, дружат, знакомы через друзей, либо учились в одной школе, вузе эти цифры просто ужасающие. Они чьи-то сыновья, дочери, родители…

Медики бессильны

В структуре смертности в республике ДТП занимает третье место, после болезней сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний. Подводя итоги реализации майских указов 2012 года, на заседании рабочей группы министр здравоохранения Марат Хубиев рассказал, что смертность от ДТП с начала 2018 года составила 7,1 на 100 тысяч жителей республики. При этом  большая часть погибли прямо на месте аварии (более 58 процентов от общего числа).

Полученные травмы  были настолько  тяжелыми, что  помочь пострадавшим врачи уже не могли,  хотя на место происшествия  скорая,  в среднем, доезжает за 20 минут: «Медики бывают бессильны в связи с тяжелыми сочетанными травмами несовместимыми с жизнью»,- сказал министр.

 Статистика ужасная, ведь погибают на дороге в основном молодые люди. Вот, например, 15 октября, на улицах Нальчика умерла 29-летняя девушка, которая переходила улицу по пешеходному переходу. Она попала под колеса сперва одной машины, которой управлял ее ровесник. Отлетев от удара, она угодила под  другое авто, за рулем которого был 28-летний молодой человек. Самое страшное, девушка была беременна. Трагедия для трёх семей: одни потеряли дочь и будущего внука, а травма от совершенного останется на душе  молодых людей до конца жизни.

29 октября погиб 28-летний молодой человек. Он не находился за рулем, был пассажиром ВАЗ-21099. Авария произошла на трассе «Нальчик-Майский». Водитель Тойоты-Камри (32 года) не справился с управлением и выехал на встречную полосу, где столкнулся с отечественного авто.  В результате аварии еще два человека были госпитализированы.

Почему погибают жители республики на дорогах, кто виноват? Может дорожники, к которым всегда много претензий со стороны водителей? А может быть инспекторы ГАИ?  Или беспечность, завышенная самоуверенность участников дорожного движения?

Никто не должен погибнуть

В последних майских указах президента страны Правительству поставлена задача снизить смертность в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом и достигнуть уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения. А через 12 лет  (к 2030 году) нужно сделать так, чтобы на наших дорогах вообще никто не погибал.  

В ближайшие 6 лет более половины дорог регионального значения должны быть доведены до нормативных стандартов, а  работающих в режиме перегрузки не должны быть больше 10 % от общего числа.   

На самом деле дорожная сеть республики далека от идеала. Свидетельствует об этом и «Карта убитых дорог»  (проект реализует Общероссийский народный фронт). На нее  жители республики внесли 177 дороги. Все они в разряде «убитых», то есть по ним лучше не ездить. Но в течение года властями отремонтировано лишь 7 из них, на 72 проведен ямочный ремонт.

Состояние дорожной сети республики, наряду с низкой дисциплиной участников  движения, является одним из сопутствующих условий аварий,  отмечают инспекторы УГИБДД по республике.

Основные недостатки – дефекты покрытия, неудовлетворительное состояние обочин, отсутствие или плохая видимость дорожной разметки и знаков, ограждений, освещения в ночное время. Кстати, по подсчетам инспекторов, в республике не хватает 305 километров освещения внутри населенных пунктов.

С начала года  из-за дорожных условий в 87 местах концентрации аварий  погибли 21  человек, около 90 были ранены.

«Из года в год, из-за неудовлетворительного содержания автомобильных дорог, ведущих к лагерям и базам отдыха, расположенным в Эльбрусском, Чегемском и Черекском  районах   Госавтоинспекция, в целях сохранения жизни и здоровья людей, вынуждена ограничивать движение транспорта к указанным местам отдыха»,-говорит главный инспектор безопасности дорожного движения по КБР Юрий Бегидов.

Транспортная доступность обеспечена

На запрос редакции «On Kavkaz» из Министерства строительства и дорожного хозяйства республики ответили,  что  «… существующая сеть автомобильных дорог КБР обеспечивает транспортную доступность ко всем имеющимся населенным пунктам и основным объектам социально-экономического значения республики».

Однако дорожники признают, что изменение транспортной ситуации за последние годы (рост парка автотранспорта, увеличение нагрузок на дороги, рост объема грузоперевозок) отразилось  на состоянии дорожной сети. «Не на всех участках трасс их состояние и потребительские свойства, в том числе скорость, безопасность, удобство движения, пропускная способность отвечают нормативным требованиям»,- отмечает министр Вячеслав Кунижев в  ответе редакции.

Доля дорог  общего пользования в КБР, находящихся в режиме перегрузки составляют на начало 2018 года 22,4 %. В их число входят    участки федеральных трасс, с так называемыми «узкими местами» при существующей интенсивности движения свыше 30 тыс. автомобилей в сутки.

«Построенный ранее на федеральной сети автодорог участок обхода Нальчика и строительство в настоящее время участка на обходе озера Тамбукан, а также реализация Росавтодором в период 2019-2024 годы мероприятий по реконструкции ряда участков федеральной автодороги Р-217 «Кавказ» с их уширением и устройством 4-х полосного движения в обоих направлениях, в значительной степени поспособствуют созданию безопасного и комфортного движения в границах Кабардино-Балкарии», - отмечает Кунижев.

 «… основные направления деятельности в сфере дорожного хозяйства КБР заключаются в обеспечении сохранности и развития сети автомобильных дорог общего пользования, приведении её в нормативное состояние, ликвидации аварийно-опасных участков и мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, обеспечении безопасного и комфортного дорожного движения транспортных средств и пешеходов», - отмечает Вячеслав Кунижев.

Перечень проделанной министерством работы по улучшению сети региональных дорог можно найти в ответе ведомства, который есть в редакции портала. 

 Денег нет, но решать надо

Однако не все так радужно.  Социальные сети заполнены фотографиями, видео, возмущенными комментариями, рассказами о проблемах на дорогах республики.

А жители Баксана вообще перестали надеяться на местные власти.   Ролик о том, как баксанцы своими силами  ремонтируют улицу в центре города, набрал более 35 тысяч просмотров и  огромное количество комментариев. Одни пользователи подбадривали умельцев, другие ругали власти, третьи призывали остальных брать с них пример.

Как сообщили нам в УГИБДД, в результате мониторинга состояния улично-дорожной сети республики с начала года в адрес их владельцев, в том числе Главе  и Правительству было направлено  29 обращений по улучшению организации движения.

«Предложения касались ликвидации в кратчайшие сроки основных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог регионального значения. В том числе  изменения организации  движения путем расширения, реконструкции, создания дополнительных развязок имеющихся дорог, решению вопросов по стационарному уличному освещению в пределах населенных пунктов»,- говорит главный инспектор БДД Юрий Бегидов.

Отсутствие горизонтальной разметки на дорогах  так же остается одной из причин ДТП. По словам инспекторов, износостойкость разметки не отвечает ГОСТу и нарушают  требования  к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения.

«Дорожная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток при условии отсутствия снега на покрытии»,-говорит он.

Кроме того, неудовлетворительна организация зимнего содержания улично-дорожной сети республики. «Из-за этого  происходят дорожно-транспортные происшествия с тяжкими последствиями. Мы понимаем, что отсутствие финансирования препятствует реализации предложений ГИБДД, но все же проблему решать придется, ведь речь идет о человеческих жизнях»,-говорит Бегидов.

Подрезать, обогнать, нарушить

И еще. С каждым годом машин на дорогах республики становится  больше –  в среднем на 10-11 тысяч. По статистике инспекторов за последние 10 лет автопарк увеличился более чем на 110 тысяч единиц. «Если в 2008 году было зарегистрировано 177341 единиц транспорта, то на   начало 2018 года эта цифра увеличилась на 110899  единиц и составила 279222 единицы»,-говорит Юрий Бегидов.

  В Нальчике сосредоточено около 34,3 % всего автопарка республики, а по федеральной трассе «Кавказ», которая в пределах республики в больше части еще остается двух полосной, ежедневно перемещается в обоих направлениях   до 40 тысяч машин. 

«Такой прирост автопарка не мог не повлиять на пропускную способность существующей сети автодорог, образование пробок на основных развязках, суммарную потерю времени для всех видов перевозок, увеличение опасности движения, ухудшения экологических показателей», - считает главный инспектор безопасности дорожного движения  Юрий Бегидов.

С его слов, основной причиной периодических «всплесков» дорожно-транспортных происшествий является низкая дорожно-транспортнаядисциплина водителей.   

 Около 73,0% от всех происшествий совершены по вине водителей, которые нарушили или проигнорировали действующие правила дорожного движения.  «При этом наиболее низкая дисциплина наблюдается среди жителей Урванского, Баксанского и Чегемского районов. По их вине погибли треть участников дорожного движения», - отметил он.

За 9 месяцев текущего года только по причине выезда на встречную полосу допущено 57 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34 и ранения различной степени тяжести получили 102 человека.  

Эту страшную статистику пополнили еще две жизни. На днях - 1 ноября- произошла трагедия на региональной дороге «Майский-Урожайное». Водитель «БМВ» решил обогнать «ВАЗ-21099» и выехал на встречную полосу.  Здесь он столкнулся с «Ауди», под управлением 61-летнего жителя республики.  В результате страшного ДТП 59-летняя пассажирка «Ауди» от полученных травм погибла на месте, водитель скончался чуть позже в лечебном учреждении. С травмами в больницу попали два пассажира «БМВ». 

Сейчас уже поздно спрашивать, почему эта трагедия произошла. Ответ на вопрос кто виноват, к сожалению, не вернет унесенных аварией жизней.   

Иногда, выезжая на дорогу, у меня складывается ощущение, что некоторые водители, садясь за руль своей машины, забывают, про все правила, которым их учили в автошколе, про уважение к остальным участникам движения, что они на дороге не одни, что минутная потеря внимания может стоить чьего-то здоровья, жизни.

Обогнать, подрезать, втиснуться в пробку, объехав всех по встречной полосе или по обочине – почему для кого-то это стало нормой, а иногда даже предметом гордости?

Пешеходы остаются самыми незащищенными участниками движения. Всегда найдется джигит, который торопится больше остальных, которому надо немедленно проехать. Совсем недавно я сама чуть не угодила под колеса такого торопыги, который решил проигнорировать знаки и то, что три ряда машин  остановились перед переходом, чтобы пропустить меня.

А вот 83-летнему аксакалу из Чегема не удалось уйти от встречи с торопившимся водителем. Прожив почти век, он погиб под колесами «Лады-Приоры» под управлением молодого человека, кстати, сотрудника полиции. Авария произошла днем, в 16 часов, при хорошей видимости (при въезде в город). Сбили аксакала на пешеходном переходе.

Задачи глобальные

«Нам предстоит решать глобальные вопросы, заданные в майском указе   «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года. В настоящее время, совместно с Минтрансом России и Росавтодором, разработана и находится на стадии согласования программа дорожной деятельности на период 2019-2024 годы.

В рамках данной программы предусмотрено достижение ряда целевых показателей, а именно, увеличение доли автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям до 62,4 % от их общей протяженности и сохранение нулевого значения показателя по их перегрузке, снижение количества аварийно-опасных участков на дорожной сети не менее чем в два раза, доведение в границах Нальчикской городской агломерации доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, не менее чем до 85 % от их общей протяженности.

Достижение значений обозначенных целевых показателей планируется за счет проведения мероприятий по нормативному содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также за счет выполнения мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, в том числе по устройству линий наружного освещения вдоль автодорог»,-так описали свое видение решения поставленных перед ними задач в Министерстве строительства и дорожного хозяйства КБР.

Будем надеяться, что это не отписка, а именно так все и будет. Ведь в республике уже есть опыт реконструкции дорог, когда на месте разбитой, превращающейся после дождей в бурную реку  трассы появилась современная четырех полосная, освещенная по всем требованиям  улица (к примеру, ул.Калюжного в Нальчике).

«В предстоящие годы предстоит  усилить работу по снижению смертности на дорогах в 2,5 раза до уровня не более 4 человек на 100 тысяч  населения.

Задача очень сложная. Для ее реализации необходима консолидация сил и средств всех заинтересованных министерств и ведомств. В решении поставленных задач немаловажную роль сыграет и помощь средств массовой информации, в том числе и интернет ресурсов»,-говорит Юрий Бегидов.

Да, чтобы наши дороги стали безопаснее,  нужны  хорошие современные трассы, а жители республики вправе ездить именно по таким. Но может  неправильно требовать действий только от властей, а всем участники дорожного движения: водителям, пешеходам, велосипедистам, пассажирам, то есть всем жители республики, пора взять на себя ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих? Ведь сделать это совсем не сложно: проявлять уважение и терпение на дорогах, перестать бессмысленно торопиться и нарушать правила.











15:40
3757